СОЮЗ ПОИСКОВЫХ ОТРЯДОВ РОССИИ

 www.sporuss.mosaics-mandjos.ru            

 
 

                                                     АНАЛИТИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

О ходе выполнения Закона Российской Федерации

«Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

и состоянии поискового движения России

 

В Российской Федерации по настоящее время не решен вопрос о захоронении сотен тысяч (если не миллионов) останков военнослужащих,  погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.  Около 70 % из них считаются пропавшими без вести.

Поисковое движение – это общественное движение в деле увековечения памяти павших защитников Отечества 1941 – 1945 г.г., которое в настоящее время по своему содержанию является военно-патриотическим, культурно-историческим и благотворительным движением. В мировой практике общественного движения подобного профиля еще не существовало.

Основными целями поискового движения считаются сохранение и увековечение памяти павших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, установление имен пропавших без вести и мест их захоронения,  военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи и школьников, ведение научной и учебной деятельности в области военной истории, археологии и краеведения, поддержание на достойном уровне культуры почитания павших за Отечество и памятников боевой славы России, участие в решении социальных проблем наследия   войн.

Учитывая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию с патриотическим и гражданским воспитанием молодежи,  Союз поисковых отрядов отмечает,  что молодое поколение россиян вырастает,  имея смутное понимание о чувстве Родины и патриотизма,  о чести и совести,  о гражданской ответственности. Такое положение приводит к тому,  что потребность молодежи в общении и взаимодействии,  нереализованную государственными органами и общественными организациями,  пытаются использовать в своих интересах антигосударственные,  экстремистские и преступные организации,  а также различные секты,  в том числе и тоталитарные. Как следствие этого,  именно в среде молодежи наиболее активно распространяются наркотики,  пропагандируются идеи нацизма и радикализма,  вербуются члены религиозных сект и преступных группировок. Кроме того,  в условиях снижения внимания со стороны учебных заведений к истории Отечества и военно-патриотическому воспитанию,  у молодежи  становятся популярными идеи пацифизма и стремление избежать службы в армии.

Необходимость решения проблем,  связанных с воспитанием у молодого поколения гражданственности и патриотизма,  очевидна. Следовательно,  одной из задач государственных органов и общественных организаций,  заинтересованных в решении этих проблем,  должна стать организация привлекательной для молодежи и подростков общественно-полезной деятельности,  направленной на достижение общественно-значимых целей.

Одним из видов такой деятельности является увековечение памяти погибших при защите Отечества,  включающее работу по поиску и захоронению останков погибших и уходу за воинскими захоронениями.

Активное включение молодежи в работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества позволит приблизить момент,  когда на территории Российской Федерации не останется ни одного неухоженного и забытого воинского захоронения, также мест бывших боев Великой Отечественной,  где еще находятся незахороненные останки защитников Отечества,  а тысячи семей смогут узнать о судьбе и месте захоронения близкого человека.   Кроме того,  молодые люди, занимавшиеся поиском и захоронением останков погибших при защите Отечества,  к моменту призыва в армию будут подготовлены к службе нравственно,  физически и психологически,  будут иметь навыки выживания в полевых условиях и обращения со специальной техникой,  иметь представление и дисциплине и правилах взаимоотношения в коллективе.

Добровольный и бескорыстный труд поисковиков по обнаружению и захоронению с почестями останков погребенных защитников Отечества производит большое впечатление на население и общество в целом и не вызывает отрицательных эмоций.  

Поисковое движение участвует в разрешении ряда социальных проблем, связанных с последствиями войн и социальной защищенностью военнослужащих и членов их семей. Наибольший объем усилий в социальной сфере приходится на работу с родственниками погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны, особенно с семьями пропавших без вести. Огромное количество писем в поисковое движение с просьбой определить место гибели воина, считающегося пропавшим без вести, заставило активистов поискового движения создать большую базу данных по анкетам разыскиваемых воинов, а также регулярно вести активную научно-исследовательскую работу в военных архивах. На сегодняшний день поступило более миллиона запросов не только от граждан России и республик бывшего Союза, но из Германии, Австрии, Чехословакии, Австрии и т.д.)

И сегодня каждое сообщение о работе поисковых отрядов и именах найденных на месте боев погибших солдат вызывает поток писем в поисковое движение с одинаковыми просьбами: «Помогите найти могилу отца (деда, брата)…» или «Просим помочь в установлении судьбы пропавшего без вести…». Число ожидающих известий о судьбе павших за Отечество в 1941-1945 г.г. огромно – это их вдовы, сестры, братья, дети, внуки и теперь даже правнуки.  

            15 марта 1988 года  на 1-м Всесоюзном сборе  представителей  поисковых отрядов Советского Союза  было принято решение о создании Всесоюзного координационного Совета поисковых отрядов. В мае 1989 года  под Новгородом, на месте гибели 2-й Ударной Армии прошла первая общесоюзная Вахта Памяти. За ней в 1990 году последовала еще одна Всесоюзная Вахта – в Смоленской области, а затем аналогичные Вахты стали проводиться во многих областях, в общегосударственном масштабе. Кроме участия в таких больших сводных поисковых экспедициях, поисковые отряды при наличии средств проводят и самостоятельные работы на местах боев в течение всего поискового сезона (май – октябрь). Подобная практика работы и мелкими,  и крупными экспедициями оправдала себя и способствует укреплению связей между отрядами, накоплению поискового опыта, достижению хороших результатов поиска. 

            В августе 1991 года  общесоюзное поисковое движение было оформлено юридически в самостоятельную организацию: в Министерстве юстиции СССР  была зарегистрирована Ассоциация поисковых объединений. После развала СССР  произошло практически автоматическое  оформление республиканских организаций: «Союз поисковых отрядов – «Искатель» в России, Союз поисковых объединений «Обелиск» на Украине, Поисковое движение «Пошук» в Белоруссии и т.д.

Сегодня Союз поисковых отрядов – это 6 межрегиональных, 46  республиканских, краевых и областных объединений, - всего 564 поисковых отряда общей численностью более 60 тысяч человек. Активные поисковые работы проводятся практически каждый год на территории 19 субъектов Российской Федерации.         

В общей сложности за период активных  поисковых  работ (с 1989 года)  найдены и захоронены с соответствующими воинскими почестями останки более 120 тысяч погибших воинов, установлены тысячи имен тех их них, кто считался пропавшими без вести, уничтожено в ходе поисковых работ более  ста тысяч взрывоопасных предметов.

             В рядах поискового движения объединились  для работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества люди разных возрастов и профессий, разного социального положения. Здесь вместе работает и молодежь (в том числе и так называемая «трудная»),  и ветераны войны. Поисковое движение сегодня является живой связью между поколениями, способствует предотвращению раскола общества по возрастному и национальному признаку, сближает над общими могилами не только молодежь России и стран СНГ,  но стран так называемого дальнего зарубежья. Особый смысл имеет участие в поисковом движении родственников пропавших без вести солдат – их детей, внуков и правнуков.           

 

В Российской Федерации сегодня созданы достаточные правовые основы существования поискового движения  – «Союза поисковых отрядов».

 

Законодательное обеспечение поисковой работы составляют:

-         Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01. 1993 года;

-         Закон Российской Федерации «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года;

-         Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 мая 1995 года;

-         Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений,  ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года;

-         Решение Правительственной комиссии по социальным  вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей от 31.01. 1996 года;

-         Директива МВД РФ о введении единого образца удостоверения члена поискового отряда;

-         Директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации «Об участии в проведении поисковой работы» (ежегодные).

В развитие указанных документов федерального значения в ряде регионов России изданы свои, краевые и областные нормативные акты по поисковому движению. На сегодняшний день примерами в организации и проведении поисковых работ являются такие регионы, как Тверская область и Краснодарский край.

 

Однако положения законных и подзаконных актов по проблеме увековечения памяти погибших при защите Отечества и воспитания молодежи Правительством РФ не реализованы,  что привело к резкому снижению темпов поисковой работы и как следствие,  сокращению численности привлекаемой к этой работе молодежи:

 

     Юридически                                                                                    Фактически

 

«Руководство работой по увековечению па-      Специальный орган при Правительстве РФ

мяти погибших при защите Отечества и ее        до сих пор не создан. Постановлением Пра-

координация возлагается на специальный          вительства № 910 от 23.07.93 г. функции

орган при Правительстве Российской Феде-      специального органа при Правительстве

рации…»                                                                 РФ возложены на Правительственную ко-

Ст.10 Закона РФ «Об увековечении погибших            миссию по социальным вопросам военно-

погибших при защите Отечества».                                  служащих,  граждан,  уволенных с военной

                                                                                 службы и членов их семей. В настоящее

«Правительству Российской Федерации в          время комиссия расформирована.

месячный срок сформировать специальный       Возложение функций специального ор-

орган для руководства работой по увекове-       гана на какое-либо министерство нецеле-

чению памяти погибших при защите Оте-          сообразно из-за межведомственного ха-

чества и ее координации».                                     рактера проблемы.

Постановление Верховного Совета РФ «О введении

в действие Закона РФ «Об увековечении памяти

погибших при защите Отечества» № 4293-1 от

14 января 1993 года    

 

«В целях выявления неизвестных воинских       Из-за отсутствия единого федерального

захоронений и непогребенных останков,            органа управления деятельности по увеко-

установления имен погибших или имен про-     вечению памяти погибших при защите

павших без вести ведется поисковая работа.      Отечества в региональных законодатель-

Она проводится общественными объедине-       ных актах проведение поисковой работы

ниями, уполномоченными на проведение           возложено на Администрацию региона.

такой работы органами государственной            В ряде регионов поисковая работа отнесе-

власти и управления.»                                           на к коммерческим видам деятельности и

Ст.8 Закона РФ «Об увековечении памяти                     предполагает либо участие в тендерах на

погибших при защите Отечества»                                    право проведения такой работы, либо ее

                                                                                  лицензирование. Таким образом проведе-

«Уполномочить в соответствии со ст.8                ние Всероссийских или межрегиональных

Закона РФ «Об увековечении…» «Союз             поисковых экспедиций стало практически

поисковых отрядов» на проведение поиска        невозможным из-за несоответствия регио-

и захоронения останков погибших при за-          нальных законодательных актов и Феде-

щите Отечества на всей территории России»      рального Закона.  

Решение Правительственной Комиссии по соци-

альным вопросам военнослужащих, граждан,

уволенных с военной службы и членов их семей

от 31.01.1996 г.

 

«Порядок материально-технического обес-        До сих пор порядок материально- техни-

печения предусмотренных настоящим Зако-      ческого обеспечения Правительством

ном мероприятий по увековечению памяти        не определен, так как нет единого органа

погибших защитников Отечества определя-       управления,  который мог бы это сделать.

ется Правительством Российской Федерации.»

Ст.12 Закона РФ «Об увековечении…»

 

«Перед проведением любых работ на тер-           Это положение Закона повсеместно не

ритории боевых действий, концентрацион-         выполняется. Контролировать исполнение

ных лагерей и возможных захоронений               положения этой статьи некому опять же

жертв массовых репрессий органы испол-           из-за отсутствия единого федерального

нительной власти субъектов Российской             органа. Существование института частно-

Федерации или органы местного само-                го землевладения приводит к практичес-

управления обязаны провести обследова-            кому уничтожению неизвестных ранее

ние местности в целях выявления возмож-          воинских захоронений. При введении

ных неизвестных захоронений».                           требования этой статьи в практическое 

П.2 ст.22 Закона РФ «О погребении и                               исполнение,  расходы федерального бюд-

похоронном деле»                                                                  жета могут быть резко сокращены за счет

                                                                      землевладельца или организации,

                                                                       осуществляющей строительные работы.

 

«Министерству обороны Российской Фе-           Несмотря на существование этих доку-

дерации…определить порядок предостав-          ментов поисковые формирования от

ления на безвозмездной основе этим                    Министерства обороны РФ практически

военно-патриотическим объединениям                ничего не получили,  тем более на без-

учебно-материальной базы воинских час-           возмездной основе. Многочисленнные

тей для проведения мероприятий,  связан-          обращения в ГШ ВС РФ и к командирам

ных с военно-патриотическим воспитанием       воинских частей остаются либо без

молодежи… Разработать в двухмесячный          ответа, либо поступают предложения о

срок порядок передачи данным военно-              передаче бывшего в употреблении иму-

патриотическим объединениям и поиско-           щества (4 или 5 категорий) по остаточ-

вым формированиям снятой с производства       ной стоимости,  которая иногда в несколь-

и не используемой в войсках пригодной для       ко раз превышает коммерческую.

дальнейшей эксплуатации техники…, пред-       Одновременно с этим большая часть

метов форменного обмундирования….»              имущества списывается и уничтожается.

 

«Рекомендовать органам исполнительной           За последние три-четыре года количество

власти субъектов РФ…. Предоставлять               поисковых формирований снизилось из-за

этим военно-патриотическим объедине-              отсутствия помещений. Существующие

ниям и формированиям право пользоваться        отряды и формирования вынуждены либо

помещениями..,  спортивными сооружения-        платить высокую арендную плату без

ми бесплатно или на льготных условиях, а           каких-то льгот,  либо освобождать

также содействовать выделению иных поме-       занимаемую площадь по требованию

щений с предоставлением льгот по взиманию     местных органов власти для коммерчес-

арендной платы»                                                      ких предприятий.

Указ Президента РФ «О мерах государственной

поддержки общественных объединений, ведущих

работу по военно-патриотическому воспитанию

молодежи»,  п.п. ст. 2

Кроме того, различие, а то отсутствие законодательных актов по этой тематике в странах СНГ и ближнего зарубежья приводят к тому, что, например, в Эстонии до сих не решен вопрос о захоронении останков советских солдат и офицеров, обнаруженных в ходе земельных работ.

Поисковое движение и в будущем, к сожалению, ждет немало работы.  События  последних лет в России показали, что войны не закончились в 1945 году. Отсутствие в российской армии сдвоенных металлических жетонов и итоги боев в Чечне, а ранее в Афганистане убедительно показали, что количество пропавших без вести солдат в условиях современной   войны значительно возрастает среди общих безвозвратных потерь армии в ходе боевых действий. Это означает, что их близкие вновь будут тратить годы жизни на  выяснение судьбы солдата, либо попросят об этом энтузиастов-поисковиков. Пока будут существовать войны и их страшные последствия, будет и существовать поисковое движение.

                                                                            *   *   *

Таким образом, становится очевидным,  что работа поискового движения в нашем обществе является делом государственной важности и не может быть прервана или перенесена на более поздний срок. Время неумолимо, и все меньше становится очевидцев военных лет, оказывающих незаменимую помощь в поиске утерянных могил и не погребенных останков воинов. Но количество запросов от родственников погибших не уменьшается, на смену отцам и матерям приходят дети, внуки и правнуки, которые также вправе требовать от государства сведений о судьбе пропавших без вести. Поисковая работа не может ждать, сегодня поисковое движение достигло небывалого размаха и сделало значительный вклад в формирование нашего общественно-исторического сознания. Успешное решение общегосударственной задачи  охраны памяти павших определяет и лицо нашего государства в цивилизованном мире. Работа поисковиков незаменима, так как такая трудная и кропотливая работа может строиться только на конкретном  интересе энтузиастов при добровольном и инициативном характере самого поискового движения. Она выгодна государству:

а) геополитически –

поисковая работа является своеобразным алгоритмом для общечеловеческого объединения всех людей над могилами павших всех национальностей, всех            конфессий. своеобразным предупреждением от повторения ошибок прошлых веков и бывших политиков.  

б) политически – в России существует молодежное движение, которое объединяет не «идея», а конкретное дело. На этом конкретном деле вопрос воспитания решается от воли руководства России…  

в) экономически –

            государственные расходы на увековечение памяти павших защитников Отечества существенно сокращаются при замене работы в этой области государственных структур на добровольную помощь общественного поискового движения, которое наводит порядок на местах боев, способствует упорядочению системы воинских захоронений, а кроме того, направляет энергию молодежи на созидание, а не на разрушение;

г) нравственно –

            поисковая работа снимает с государства обвинение по многолетнему забвению проблем увековечения павших,  повышает у населения культуру и уважение к погибшим,  сближает старшее поколение и молодежь, уводя ее от деятельности криминальных структур, употребления наркотиков и т.д.

Именно поэтому государству необходимо поддерживать и развивать поисковое движение, привлекая к сотрудничеству с ним  все заинтересованные инстанции государственной власти. Окончательно решить проблему дела увековечения памяти павших в нашей стране позволяет наличие действенного законодательства, активность общественного движения, финансовые возможности государства и эффективный контроль за решением проблем  увековечения памяти со стороны государства. Поисковое  движение уже доказало свою активность в этом направлении, действия государства пока отстают от общественности и  не способствуют положительному имиджу России на международной арене.         

Таким  образом,  в России имеется массовое, молодежное, военно-патриотическое (в лучшем смысле этого слова) движение. При соответствующей поддержке оно могло бы сыграть большую роль в усилении имиджа власти: деятельность поисковиков благородна, объединяет все не только возрастные но и конфессиональные категории людей не только России, но и республик бывшего Союза. Работа поисковиков реальна и вызывает  положительную реакцию у населения. 

 Попытки же власти на современном этапе создать молодежное движение в свою поддержку отдают формализмом и не имеют идеологической основы.

 

Предложение:

 

-         Создать Указом Президента предусмотренный Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» Специальный орган, но не при Правительстве, а при Президенте Российской Федерации.

 

ИЗ ИСТОРИИ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ  РОССИИ

Первыми поисковиками, работавшими на местах боев Великой Отечественной войны, наверно можно назвать подростков 16-17 лет, которые в последние год войны и первые послевоенные годы в составе специальных команд, формировавшихся военкоматами, занимались  сбором  боеприпасов и разминированием мест боев.

Однако основы этого движения были заложены в середине 70-х годов, когда комсомол организовал акцию под названием «Поход  по местам боевой и трудовой славы советского народа», в которой приняли участие сотни тысяч комсомольцев  и пионеров из числа учащихся средних школ, профессионально-технических училищ и техникумов,  высших учебных заведений.

В ходе этой акции подростки и молодые люди общались с ветеранами войны, выезжали на места боев для бесед с местными жителями, в ходе которых неожиданно для себя узнавали факты, не вписывающиеся в рамки «версии истории Великой Отечественной войны от КПСС».

Многие молодые люди, увлекавшиеся туризмом и краеведением,  с удивлением для себя открыли тот факт, что на местах кровопролитных боев, особенно там, где подразделения Красной армии дрались в условиях окружения, лежат останки не захороненных воинов. Этот факт требовал своего осмысления и принятия определенного решения. Молодые ребята и девчата и их руководители должны были для себя  решить: «пройти мимо или захоронить найденные останки».

Те, кто решил, что останки погибших защитников Отечества необходимо захоронить стали объединяться в поисковые группы, отряды, клубы, которые начали вести целенаправленный поиск незахороненных останков воинов Красной армии.

Так, например студенты МОПИ им.Н.К.Крупской и ряда других московских высших учебных заведений, объединившиеся  в педагогический  отряд «Дозор» под руководством О.В.Лишина, идя по местам боев панфиловской дивизии, нашли в 1983 году свидетелей, которые смогли указать место сгоревшего дома, в погребе которого  были сложены тела погибших бойцов.

Осенью же того года на месте сгоревшей деревни в результате многочасовых поисков чистом поле под ледяным ветром,  и рытья траншей общей длиной в несколько десятков метров, погреб был найден, а останки были извлечены и в последствии торжественно захоронены.

С 1974 года начал свою работу на территориях Смоленской и Московской областей  подростковой поисковый клуб в г.Красногорске по руководством Смирнова Ю.А.

Студенты г.Казани, отправившиеся в лыжный поход под Новгород по  местам боев 2-й Ударной армии, вернулись в эти места весной и начали хоронить останки ее бойцов, погибших в окружении  упоминание о котором не допускалось так как было связано с именем генерала Власова, командовавшего этой армией и перешедшего на сторону врага. Нельзя в связи с этим не вспомнить и первого новгородского поисковика А.И.Орлова журналиста, своими руками захоронившего не одну тысячу воинов.

Летом 1984 года в ходе поискового похода под руководством студента 5 курса исторического факультета МОПИ им. Н.К.Крупской  Демидова В.Н. в районе дер. Поляново Вяземского района Смоленской области с помощью местных жителей были обнаружены засыпанные погреба, из которых впоследствии,  осенью того же года студентами-историками  при содействии Музея обороны  г. Москвы,  райвоенкомата и местных районных властей были эксгумированы и торжественно захоронены с отданием воинских почестей останки более 60 советских десантников.

На территории Калужской области в это время уже работал уникальный поисковый отряд из г. Обнинска под руководством Слесаревой Г.В.

С началом перестройки комсомол стал уделять внимание так называемым неформальным молодежным организациям. В 1987 году  на слете молодежи в г. Ленинграде впервые его участниками из числа поисковиков был поднят вопрос о незахороненных останках погибших воинов.

Поисковыми отрядами заинтересовались в ЦК ВЛКСМ. По инициативе его работников, в частности Кривопускова В.В., был созван в марте 1987 года Всесоюзный слет поисковых отрядов в г.Калуга, где был образован Всесоюзный координационный совет поисковых отрядов при ЦК ВЛКСМ (ВКС), куда вошли наиболее авторитетные на тот период руководители поисковых отрядов и групп. Председателем ВКС стал Иконников Ю.М., ветеран Великой Отечественной войны, журналист.

С этого момента берет начало организованное поисковое движение. ЦК ВЛКСМ стал выделять немалые средства на работу Координационного совета. При поддержке ЦК ВЛКСМ и содействии райкомов ВЛКСМ на протяжении 1987-1991 годов создаются и работают поисковые объединения на местах. Так образуется известное у нас в стране и за рубежом новгородское областное поисковое объединение «Долина» под руководством С.Н. Флюгова и А.И. Орлова, работает не менее известное Московское  областное военно-патриотическое объединение Центр «Искатель» - неизменным руководителем которого вот уже на протяжении 15 лет является Смирнов Ю.А., в Ростовской области организует работу поискового клуба «Память-Поиск» Щербанов В.К., в Тверской области по инициативе Балашова С.Н., создается областной военно-патриотичский Центр «Поиск», работает Курское областное объединение которым вот уже на протяжении более 10 лет руководят Неверов О.И.  и  Цуканов И.Н., создаются поисковые объединения в Ленинградской, Воронежской, Калужской и ряда других областей, Татарии и Чувашии, г.Санкт-Петербурга и г.Туапсе и многих других.

Осенью 1988 года Координационным советом принимается решение о проведении в мае 1989 на местах боев 2-й Ударной армии в Новгородской области первой Всесоюзной Вахты Памяти по поиску и захоронению останков погибших защитников Отечества. ЦК ВЛКСМ выделяет средства и оказывает поисковикам помощь в организации  проведения  Вахты Памяти, подключает Министерство обороны СССР, которое обеспечивает участников работ необходимой техникой, питанием, палатками и организует торжественное захоронение останков. В Новгородскую область приезжает более 1,5 тысяч молодых людей из разных районов Советского Союза от Мурманска на Севере до Ташкента на юге, от Минска на Западе до Южно-Сахалинска на Востоке.

Летом 1989 года Координационным советом было принято решение провести в 1990 году Вахту Памяти  на территории трех районов Смоленской области. Осенью 1989 года в Смоленске состоялось расширенное заседание Координационного совета с участием представителей Минобороны России. Кроме того, в рамках работы Совета был осуществлен выезд в предполагаемые места работ.

В мае 1990 года на территориях Вяземского, Сычевского, Гагаринского районов в соответствии с  Директивой Генерального штаба Минобороны СССР,   Московским военным  округом в местах, выбранных Координационным советом для общесоюзных работ по  поиску и захоронению останков, были развернуты три полевых лагеря общей вместимостью более 3 тыс. человек, а также предоставлены необходимые транспортные средства, и группы разминирования. В этих поисковых работах уже приняло участие 3,5 тысячи человек со всего Советского Союза. Только в одном поисковом лагере под Вязьмой работало более 800 человек, которые обнаружили и захоронили останки 950 погибших защитников Отечества. Всего же в 1990 году силами поисковых отрядов были  захоронены останки более 10 тысяч защитников Отечества. В 1991 году подобные сводные поисковые экспедиции проводились в Тверской, Новгородской, Смоленской, Калужской, Сахалинской, Мурманской, Ленинградской и ряде других областях. Весной  1991 года было принято решении о реорганизации Всесоюзного координационного совета при ЦК ВЛКСМ в самостоятельное общественное объединение. В августе того же года Минюстом СССР был зарегистрирована Ассоциация поисковых объединений «Народный союз по охране памяти о павших защитниках Отечества».  Однако это был последний год участия ЦК ВЛКСМ в организации и финансировании (100 тыс. рублей ежегодно) поисковых работ.

В 1992-1993 годах организация продолжила свою работу. Продолжилось  проведение поисковых работ, создавались новые региональные и местные  поисковые    организации. В 1993 году был организован Союз поисковых объединений России его первым председателем стал бывший военнослужащий-поисковик  Габа О.И. При активном участии руководителя Центра «Искатель» Смирнова Ю.А., ставшего депутатом Верховного Совета РСФСР, был принят Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», узаконивший поисковые работы.

В 1994 году в ходе подготовке к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войны удалось включить в План праздничных  мероприятий проведение широкомасштабных работ по поиску и захоронению останков погибших защитников Отечества и предусмотреть выделение необходимых средств из федерального бюджета.

В 1994-1995 годах в рамках  подготовленной и утвержденной Правительством Российской Федерации Программа подготовки и проведения 50-летия Победы и других памятных дат Великой Отечественной войны  1941-1945 годов из федерального бюджета было выделено более 300 млрд. рублей на проведение работ по созданию новых и обновлению уже существующих мемориальных комплексов, памятников погибшим в годы Великой Отечественной войны, в том числе около 137 млрд. рублей на проведение работ по поиску  и захоронению не погребенных останков защитников Отечества. В рамках реализации данной Программы  за счет средств федерального бюджета было предусмотрено осуществить значительное усиление  материально-технического обеспечения поисковых работ, что должно было  значительно повысить их результативность.

 В 1995 году СПО России возглавил Смирнов Ю.А., его заместителем был избран Иконников Ю.М.

В год 50-летия Победы более 5 тысяч энтузиастов всех возрастов в составе поисковых формирований Союза, участвуя в работе межрегиональных сводных экспедиций на территории 20 областей Российской Федерации, обнаружили и захоронили останки 22758 воинов, погибших при защите Отечества. В этот время была значительно усилена и материальная база поисковых объединений, многие общественные объединения поисковиков получили металлоискатели, палатки, спальные мешки рюкзаки, автомобили повышенной проходимости УАЗ, и другое необходимое оборудование.

Начала работу общественная приемная СПО России, которая  обрабатывала  запросы родственников с целью установления места гибели и захоронения погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны солдат и офицеров Красной Армии, и информировала  их о положительных результатах розыска. На бумажных и электронных носителях было собрано более 1,5 миллиона запросов на розыск без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны, притом не только уроженцев России, но и бывших республик СССР.

СПО России и его объединениями с целью установления имен и судеб воинов, числящихся пропавшими без вести, а также в определение районов массовой гибели военнослужащих Красной Армии, была организована   архивная работа поисковиков в Центральном  архиве Министерства обороны. Поисковики обрабатывались данные солдатских «смертных» медальонов, найденных в ходе поисковых работ, для определения родственников погибших, а также запросы родственников с просьбой найти место гибели и захоронения погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны солдат и офицеров Красной Армии. По данным, полученным в ходе исследовательской работы в архиве, определялись фактические местонахождения районов массовой гибели защитников Отечества, места санитарных и осуществлялось детальное планирование работ по эксгумации их останков и обоснование финансовых затрат на проводимые работы.

В период с 1993 года Координацию работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляла Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, а ее организационно-техническое обеспечение осуществлял департамент Минсоцзащиты России, где был целый отдел по увековечению памяти погибших защитников Отечества. Деятельности поисковых объединений уделялось особое внимание. Так решением указанной Правительственной комиссии в   1996 году Союз поисковых объединений был определен организацией, уполномоченной на проведение поисковых работ на территории Российской  Федерации.

В этот период при поддержке СПО России активно создаются межрегиональные поисковые объединения: такие как Межрегиональная общественная организация “Культурно-исторический поисковый Центр “Искатель”, Межрегиональная общественная организация “Южный рубеж”, Межрегиональная общественная организация “Северо-Запад”, Межрегиональная общественная Ассоциация поисковых отрядов “Ратник”, Межрегиональная общественная организация “Союз поисковых объединений “Тыл России».

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об увековечении памяти погибших при защите Отечества” в 1995-1998 годах Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации принимались решения о проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, осуществляемых Правительством Российской Федерации. В 1996-1997 годах эти мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществлялись  в рамках  Планов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Так Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 4 декабря 1995 г. N 1193 "Об утверждении Плана государственных мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, осуществляемых Правительством Российской Федерации в 1996-1997 годах", которым  предусматривалось создание мемориальных комплексов погибшим российским (советским) воинам, проведение работ, связанных с поиском и захоронением останков солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Финансирование указанных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального бюджета в пределах плановых назначений министерствам и ведомствам, что из-за отсутствия средств у последних  не позволило реализовать в полной мере запланированные мероприятия, особенно связанные с работой по поиску и захоронению останков.

Однако ситуация с финансированием общероссийский мероприятий еще более ухудшилась в  результате реорганизации Правительства Российской Федерации,  а  в мае 1998 года. Правительственная комиссия была упразднена. Сразу прекратилось, и не осуществляется до настоящего времени на федеральном уровне, работа по ежегодному планированию и финансированию мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества направленных на проведение поисковых работ. 

В результате с  1998 года эта работа на местах проводилась в основном только за счет средств субъектов Российской Федерации при минимальном участии федеральных органов исполнительной власти в лице Госкоммолодежи России, который  финансировал проведение лишь отдельных поисковых экспедиций с участием школьников и молодежи за счет части средств, предусмотренных федеральной программой “Молодежь России” по разделу патриотического воспитания молодежи.

В результате проведение поисковых работ стало тормозится из-за отсутствия средств у органов местного самоуправления, отсутствия  у поисковых организаций необходимых средств на ремонт и пополнение имеющейся техники и оборудования.

К сожалению, начался кризис и в самом СПО России. В условиях, когда федеральный центр перестал выделять средства на проведение общефедеральных мероприятий по проведению поисковых работ и пропал интерес к координации поисковых работ, центр интереса региональных поисковых организаций сместился в сторону региональных администраций. СПО России остался без средств существования и координация деятельности поисковых объединений, ее планирование и материально-техническое обеспечение,  осуществляемые  из единого центра прекратились.

Однако на местах поисковые организации продолжали свою работу. В целом с 1989 по 2002  год силами поисковых отрядов были обнаружены и захоронены останки около 200 тысяч воинов, погибших при защите Отечества, установлены имена более 13 тысяч воинов, числившихся пропавшими без вести.

7 декабря 2002 года состоялось событие, которое позволило вдохнуть новые силы в поисковое движение и резко расширить его базу и возможности. В этот день в подмосковной усадьбе Суханово представители многих поисковых  объединений и поисковых отрядов Союза поисковых отрядов России, а также отдельные поисковики и молодые люди из большинства  регионов Российской Федерации приняли решение о перерегистрации Союза поисковых отрядов и поручили ее техническое исполнение Председателю Правления Союза Ю.Смирнову.

После проведения всех необходимых формальностей, а также проверок Контрольно-ревизионного Управления, 11 августа 2003 года Союз поисковых отрядов получил Свидетельство о регистрации (серия 77 № 007181790). 

 В настоящее время рабочая группа  СПО России  начала работу по планированию и проведению общих для всего поискового сообщества федеральных мероприятий по поиску и захоронению останков погибших защитников Отечества, подготовке членов поисковых отрядов, обмену информацией и опытом, выпуску на «Радио «Маяк» специальной радиопередачи, возобновлению работы по запросам граждан об установлении  судеб их родных, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.

          

           

 

         
         
         
   

назад  /  back