СОЮЗ ПОИСКОВЫХ ОТРЯДОВ РОССИИ

 

 
 

                       

Вашему вниманию предлагается текст поправок и изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", которые планируются к рассмотрению в Государственной Думе РФ в июне 2004 года.

Жирным текстом выделены те положения поправок, по которым у Союза поисковых отрядов имеются обоснованные возражения, ниже  Вы найдете предложения Союза по указанным поправкам (выделены красным цветом). Просим всех заинтересованных лиц принять обсуждение текста поправок.

 

 

 Вносится депутатами Государственной Думы       Н.Д.Ковалевым, И.Н.Родионовым, депутатами

 Государственной Думы третьего созыва

Т.А.Астраханкиной, В.С.Вшивцевым, В.Г.Куликовым,

 

Проект в первом чтении

№72278-3

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"

 

 

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, № 7, ст. 245) следующие изменения:

1. Преамбулу Закона изложить в следующей редакции:

"Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами и принципами международного гуманитарного права определяет правовые, экономические и организационные основы увековечения памяти погибших при защите Отечества"."

2. В абзацах первом и третьем статьи 1 после слов "защите Отечества" дополнить словами "его территориальной целостности и неприкосновенности"

 3. Абзац шестой статьи 2 изложить в следующей редакции:

"присвоение населенным пунктам и объектам местности, где защитники Отечества проявили массовый героизм, мужество и стойкость почетных наименований "Город воинской славы", "Поле воинской славы", "Курган воинской славы " и иных почетных названий";"

4. Последний абзац статьи 2 изложить в следующей редакции:

"По решению федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений могут осуществляться и другие мемориальные мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и его интересов"."

5. В абзаце втором статьи 3 после слов "К ним относятся: "дополнить словами "Федеральное военное мемориальное кладбище,"

6. Статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"Места захоронения военнослужащих государств, воевавших против нашего Отечества, именуются захоронениями иностранных военнослужащих"."

7. Статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества, а также военнослужащих иностранных государств

 Захоронение (перезахоронение) погибших в ходе боевых действий при защите Отечества и его интересов, а также захоронение их непогребенных останков, обнаруженных в процессе поисковых работ, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с отданием воинских почестей, предусмотренных  общевоинскими (корабельными)  уставами, приказами и директивами командования. При    этом    допускается   проведение религиозных обрядов. Ответственность за погребение (перезахоронение), оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы военного управления, а при захоронении на Федеральном военном мемориальном кладбище - на федеральные органы исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств их захоронение (перезахоронение) производится c соблюдением норм международного гуманитарного права и в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями по согласованию с организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации на их реализацию, с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Захоронение (перезахоронение) останков погибших проводится по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а при установлении имен погибших, с обязательным уведомлением их родственников"."

8. Статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений.

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а на территориях других государств - дипломатическими представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт (учетная карточка) единого образца.

Учет захоронений военнослужащих иностранных государств на территории Российской Федерации обеспечивает специальный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации на реализацию международных договоров и соглашений.

Воинские захоронения, в том числе находящиеся на территориях других государств, и захоронения  иностранных военнослужащих в России, содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного гуманитарного права, а также заключенными международными договорами и соглашениями.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов и других режимных объектов - на начальников (руководителей) этих гарнизонов (объектов).

Содержание и благоустройство российских воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен международными договорами и соглашениями. В государствах, с которыми такие договоры и соглашения не заключены, содержание и обустройство воинских захоронений осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации"."

9. Абзац пятый статьи 6 изложить в следующей редакции:

"Организации и граждане несут административную и иную юридическую ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование или собственность. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы военного управления"."

10. Статью 7 изложить в следующей редакции:

"Статья 7. Восстановление  воинских захоронений

Ответственность за восстановление пришедших в негодность воинских захоронений, памятников, других мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов и других режимных объектов - на органы военного управления этих гарнизонов (объектов) в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить"."

11. Статью 8 изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Организация поисковой работы

В целях установления имен и судеб погибших и пропавших без вести, выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков,  проводится поисковая работа. Она организуется в архивных учреждениях, в местах ведения военных действий на основе федеральных (государственных) программ, программ субъектов Российской Федерации и проводится специализированными организациями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Вызывает вопрос о "специализированных организациях" - что это такое? Чем они отличаются от "общественных объединений" и из кого состоят? В чем заключается их специализированность? Может ли частная организация быть специализированной и, соответственно, уполномоченной? Настаиваем на исключении слов "специализированными организациями" из текста.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещаются. Работы на захоронениях иностранных военнослужащих проводятся в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации специальным органом на их реализацию.

Передача (продажа) земли в собственность, владение, аренду, иное ее использование физическим или юридическим лицам для проведения строительных, земляных и иных работ в пределах бывших тыловых границ действующих фронтов, на территориях, где велись военные действия, размещались концентрационные лагеря, не допускается без предварительного обследования территорий (включая прибрежные акватории) на предмет наличия неизвестных захоронений и останков погибших (умерших) при защите Отечества. Решение о дальнейшем  использовании  указанной земли по результатам проведенного обследования принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с учетом законодательства Российской Федерации"."

12. Статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Порядок проведения поисковой работы

Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом, законами субъектов Российской Федерации, нормативными    правовыми   актами,   издаваемыми   федеральными   органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших при защите Отечества проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях, а также общественных или иных  объединений.

Найденные вооружение, военная техника, а также награды, документы и другое имущество погибших при защите Отечества передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета, после чего документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, а стрелковое оружие по акту передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи, установления на постаменты в мемориальных комплексах, памятных местах по согласованию с органами военного управления.

Орган военного управления - это военкомат. Как представить сдачу вооружения, военной техники, а также наград, документов и другого имущества погибших в военкомат по месту обнаружения, когда на местах, где проводятся поисковые работы, военкоматы представляют из себя двух-трех работников? Кто из них будет проводить экспертизу найденного и на каком основании? Статью необходимо изменить полностью. Убрать из текста слово-паразит "могут".

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие и транспортировка в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения запрещаются"."

 

13. РАЗДЕЛ IV изложить в следующей редакции:

"РАЗДЕЛ IV

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ   РАБОТУ  ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА,  И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

 

Статья 10. Органы исполнительной власти, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Руководство  работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляется Правительством Российской Федерации через специальный орган при Министерстве обороны Российской Федерации (далее - специальный орган).

Практическую работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организует Министерство обороны Российской Федерации.

           Неизменная позиция Союза поисковых отрядов - нельзя передавать функции специального органа какому-либо министерству из-за межведомственного характера работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. За последние 10 лет Министерством обороны практически ничего не было организовано, кроме создания коммерческой структуры по обслуживанию немецких захоронений на немецкие-же деньги.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации и другие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия в пределах своих полномочий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

За время существования Закона РФ "Об увековечении..." (с 1993 года) названия министерств и ведомств не только изменялись неоднократно, но и вообще исчезали. Кто даст гарантию, что в 2008 году существующая структура Правительства останется неизменной? Предлагаем исключить из текста Закона перечень министерств и ведомств и их обязанностей, сформулировав текст статьи о том, что исполнением Закона РФ "Об увековечении..." занимаются федеральные министерства и ведомства в соответствии со своими функциональными обязанностями. 

Статья 11. Полномочия специального органа по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Правительство Российской Федерации через специальный орган  руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества, для чего принимает федеральные (государственные) программы, определяет порядок их финансирования и материально-технического обеспечения, разрабатывает и принимает нормативные правовые акты на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений, погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств.

Осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений.

Рассматривает предложения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, граждан, общественных и религиозных объединений по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации.

Координирует выполнение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, проводимых федеральными органами исполнительной власти и осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.

Статья 12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Министерство обороны Российской Федерации:

по поручению Правительства Российской Федерации через специальный орган участвует  в разработке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;

участвует в разработке и реализации международных договоров и  соглашений о статусе российских воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

обеспечивает содержание и определяет порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища и других военных мемориальных кладбищ, организует захоронение на них военнослужащих и других граждан Российской Федерации, погибших при защите Отечества, а также имеющих особые заслуги перед государством;

ведет централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений, а также  погибших и пропавших без вести военнослужащих Вооруженных Сил и осуществляет контроль за состоянием воинских захоронений на территории Российской Федерации и других государств;

участвует в осуществлении мероприятий по установлению сведений о военнослужащих, погибших и пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтах и при выполнении воинского долга на территории Российской Федерации и других государств;

участвует  в  проведении  эксгумации  останков  погибших военнослужащих и их перезахоронении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

осуществляет координацию выполнения мероприятий по поиску и захоронению останков погибших воинов и увековечению их памяти;

участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества, а также оказывают помощь в подготовке материалов по изданию книг Памяти;

рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации:                   

принимает  участие  в  подготовке и  реализации  федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;

проводит работу по установлению судеб погибших и пропавших без вести из числа своих сотрудников,  военнослужащих пограничных войск и ведет их учет;

обеспечивает сохранность и уход за воинскими захоронениями, расположенных в приграничной зоне;

участвует в подготовке материалов для книг Памяти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

участвует в разработке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;

ведет учет погибших и пропавших без вести военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести, осуществляет проведение экспертиз документов, обнаруженных в ходе поисковых работ;

обеспечивает общественный порядок при проведении поисковых мероприятий;

в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

принимает  участие  в  подготовке  и  реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;

разрабатывает проекты международных договоров и соглашений об обеспечении и сохранности и благоустройстве российских воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;

через свои представительства в других государствах участвует в  мероприятиях по установлению сведений о военнослужащих, погибших и пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств;

согласовывает с соответствующими организациями государств, на территории которых находятся российские воинские захоронения, вопросы об их благоустройстве, а также установлении на них мемориальных знаков;

определяет порядок посещения родственниками погибших воинских захоронений на территориях других государств;

устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственникам погибших (умерших) - гражданами других государств.

Служба внешней разведки Российской Федерации:

принимает участие в подготовке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;

ведет учет погибших и пропавших без вести  из числа своих сотрудников, проводить работу по установлению их судеб;

участвует в подготовке материалов для книг Памяти.

Министерство  Российской  Федерации  по  делам  печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций:

организует пропаганду подвигов погибших при  защите Отечества в средствах массовой информации;

обеспечивает регулярные сообщения о розыске погибших, пропавших без вести, выявленных в ходе поисковой работы;

участвует в разработке  федеральных (государственных) программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

обеспечивает   регулярный  выпуск  литературных  изданий патриотической направленности, а также военных мемуаров;

обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти.

Министерство культуры Российской Федерации:

организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок, мартирологов жертв фашизма, в работе по благоустройству воинских захоронений, реконструкции надгробий и памятников погибшим, классификации и паспортизации воинских захоронений.

Министерство образования Российской Федерации:

участвует в разработке федеральных (государственных) программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации и увековечению памяти погибших при защите Отечества;

организует среди учащейся молодежи пропаганду подвигов, совершенных при защите Отечества;

осуществляет руководство мероприятиями по поиску и захоронению останков погибших воинов и увековечению их памяти.

Яркий пример обоснованности наших предложений об исключении из Закона перечня министерств и ведомств. В  тексте действующего Закона Министерства образования  вообще не предусмотрено. Поисковая работа, связанная с опасностью обнаружения  взрывоопасных предметов (более 100 тысяч единиц в год) и оружия, с проведением эксгумации и последующего захоронения   не является функциональной обязанностью Министерства образования .

Статья 13. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по увековечению памяти погибших при защите Отечества                                          

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества в пределах своих полномочий:

организуют планирование и реализацию планов и программ, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

осуществляют мероприятия по созданию, содержанию и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях;

ведут  учет и паспортизацию воинских захоронений;

привлекают специализированные организации и уполномоченные на это общественные объединения, выдают им разрешения для проведения поисковых работ, осуществляют контроль за их деятельностью в части проведения поисковых мероприятий;

выделяют земельные участки для воинских захоронений и мемориальных сооружений;

проводят работу по подготовке и изданию книг Памяти.

Статья 14. Полномочия  органов военного управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Органы военного управления:

принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества;

оказывают практическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, специализированным организациям и уполномоченным на это общественным объединениям в проведении поисковой работы;

осуществляют документальный прием вооружения, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и дают заключение на предмет дальнейшего использования;

ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти"."

14. Статью 12 изложить в следующей редакции:

"Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий  осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации, бюджетов местного самоуправления, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации осуществляются на основе международных  договоров и соглашений, а в случае их отсутствия - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок финансирования и материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Федеральным законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации"."

 

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 Президент Российской Федерации

 

Основное предложение Союза поисковых отрядов:

Создать специальный орган по увековечению памяти погибших при защите Отечества, но не при каком-либо отдельном министерстве, и даже не при Правительстве РФ, а при Президенте Российской Федерации или возложить функции специального органа на существующую при Президенте РФ одну из государственных комиссий, сделав ее бюджетополучателем.

Ждем Ваши предложения  на наш электронную почту:

Юрий Алексеевич Смирнов

Андрей Львович Манджос

 

 

 
         
         
         
   

назад  /  back